Полёт на Ниагарский водопад

Небо за бугром
7 min readMay 16, 2017

--

В Марте этого года, к нам в гости приезжала моя мама из Красноярска. Она давно меня просила свозить её на Ниагарский водопад, который находится не так далеко от Филадельфии. Наконец-то у нас получилось эту поездку осуществить.

На Ниагару из Филадельфии можно доехать на машине примерно за семь часов без пробок. Но иногда выходит и все десять. Получается, что ехать нужно с ночёвкой. А делать в самом городке Ниагары в принципе нечего, кроме как посмотреть на водопад.

На самолёте лететь два часа, а значит можно управиться за один день. В общем, так и решили сделать.

Цель полёта

Главной целью полёта было, конечно же, посещение Ниагарского водопада. Я выбрал аэропорт (KIAG), который находится в 15 минутах езды от водопада. Мы решили, что просто прилетим, пообедаем, съездим на водопад, потом сразу вернёмся в аэропорт и полетим домой.

Для меня, так же, было интересно попробовать кое-что новенькое. Возле водопада существует специальная зона для полётов, рассчитанная на пилотов, которые хотят облететь водопад с воздуха. Процедура облёта включает залёт в Канадское воздушное пространство. Мне давно хотелось слетать на Ниагару специально для того, чтобы это сделать.

Процедура облёта водопада

Для начала нужно было разобраться, конкретно как правильно облетать водопад, чтобы потом по голове не настучали. Мало того, что он находится впритык к аэропорту смешанного типа (военно-гражданский) класса Дельта, так ещё и в пограничной зоне. Мне, как гражданину России, лишний раз с пограничниками связываться не хочется :D На юго-востоке так же достаточно большой аэропорт класса Чарли. А на Канадской стороне напротив водопада, и прямо над самим городом Ниагара, запретные для полётов зоны.

Пространство вокруг аэропорта Ниагары (KIAG.)

Сам водопад в центре изображения (где подписано NIAGARA FALLS). Жирная бардовая линия, которая разделяет карту сверху вниз, это граница между США и Канадой. Аэропорт класса Дельта под названием Niagara Falls Intl, это наш порт посадки. На юго-востоке от аэропорта Ниагары аэропорт Буффало (класс Чарли). Буффало контролирует подход для обоих портов, поэтому больше всего мы будем разговаривать именно с ними.

FAA публикует правила полётов в районе Ниагарского водопада, как часть свода федеральных нормативных актов (CFR). Конкретно 14 CFR 93.71. Я, так же, где-то откапал графический вариант инструкций:

Самое главное для нас при облёте:

  1. Лететь в зоне водопада на высоте ниже 3,500 футов MSL (1,060 м) запрещено.
  2. Облёт нужно совершать по часовой стрелке и следовать маршруту, указанному на картинке выше.
  3. Севернее моста Рейнбоу не залетать.
  4. Залёт в Канадское пространство разрешён, ничего особенного для этого делать не надо.
  5. Нужно ожидать большое количество трафика. Как вертолётов (на высоте ниже 3,500), так и самолётов. Желающих посмотреть на водопад не мало.

Я распечатал себе план облёта и воткнул в свой наколенный планшет. С этим вроде разобрались, можно двигаться дальше.

Прогноз погоды

Над всем восточным побережьем США расположилась обширная зона высокого давления, так что погода обещала быть хорошей.

Можно было спокойно лететь по ПВП туда и обратно. Температура воздуха, только, была достаточно низкой. Так что в СМУ полетать в этот день точно не получилось бы, уровень замерзания был слишком низко. В общем, погода значительным фактором для этого полёта не являлась.

План полёта

Полёт я решил выполнять по ППП, в первую очередь потому, что мне хотелось поддерживать свои навыки в свежем виде. Я в принципе решил, после получения рейтинга для полётов по приборам, что все длительные полёты буду теперь стараться выполнять по ППП. Чаще всего, это даже удобнее чем лететь по ПВП. Я как-нибудь потом напишу об этом подробнее.

За день до вылета проверил в ForeFlight какой маршрут ATC обычно выдаёт от Дойлстуна до Ниагары.

Тут интересный момент. Каждый раз, когда ATC выдаёт кому-то план полёта, то информация о нём уходит в интернет. В следующий раз, когда кто-то хочет лететь в этом же направлении, ForeFlight проверяет эту информацию и, таким образом, помогает предсказать какой маршрут вам скорее всего выдаст ATC. Если подаёшь такой скопированный план, то больше вероятность что его одобрят без поправок.

В общем, подал план со следующим маршрутом:

KDYL PTW ETX V164 BUF KIAG

Вылет планировали в 9:30 утра. План подал на 6,000 футов MSL (1,800 м) со скоростью 140 kts (260 км/ч). По прогнозу был неприятный встречный ветер, поэтому вместо того чтобы лететь два часа, по плану получалось два с половиной. Обидно, но ничего не поделаешь. На обратном пути нагоним!

При подходе к Буффало я планировал сразу сообщить, что мы хотим облететь водопад. Потом я надеялся, что мне дадут пару векторов, чтобы слетать к водопаду, и передадут на вышку аэропорта Ниагары для посадки.

Вылет и крейсерский полёт

Приехали в аэропорт, я подготовил самолёт, заправил полные баки (212 литров). Затем позвонил в Филадельфию, взял clearance для своего плана. Туда-сюда и, минут через десять, мы в воздухе.

Сразу после выхода на связь с Филли, нас начали векторить. Сначала дали спрямление на MXE, а потом вообще сразу на BUF. В общем как обычно, весь план насмарку.

Пока летели, пересекли горы Аппалачи. Больше ничего примечательного не встречалось. Только что ветряки:

Несколько раз просился ниже по высоте, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию со встречным ветром. В итоге к Буффало подлетали уже на 4,000 футов, если правильно помню. Только с ветром не особо помогло, он зараза дул так же хорошо на четырёх, как и на шести.

Облёт водопада

Как только нас переключили на подход Буффало, я сразу предупредил что мы хотим облететь водопад. Диспетчер, такое ощущение, что ничего другого от меня и не ожидал. Судя по всему это стандартная процедура в этих краях! Очень приветливый мужик попался.

Спустил нас до 3,500 футов и дал пару векторов, чтобы доставить нас до водопада. После чего сказал, что мы можем нарезать там круги сколько влезет. Попросил только предупредить, когда мы закончим, чтобы он нас мог передать Ниагаре для посадки.

Фотографий хороших нет, потому что я управлял самолётом, а мама с моей камерой обращаться не умеет :D Есть такой кадр:

Слева, где высотные здания, Канада. Справа США. Посередине Ниагарский водопад. Мы потом подлетели ближе и сделали пару кругов над самим водопадом.

Очково было пересекать реку, зная, что влетаешь в Канадское воздушное пространство. Знаю, что законно и можно, но всё равно непривычно. Первый раз границу пересекаю на своём самолёте. Интересно, что даже переключаться к Канадцам не понадобилось, всё время нами управлял американский Буффало подход.

Посадка

После того как мы на водопад насмотрелись, я доложил Буффало, что мы готовы садиться. Диспетчер мне дал вектор и через пару минут передал вышке Ниагары.

Тут важно отметить, что в аэропорту Ниагары базируются транспортные самолёты ВВС США. На самую длинную полосу (3,000 м) даже нанесена специальная тактическая разметка, которой пользуются пилоты C-130. Для нас это значит, что пространство вокруг аэропорта, возможно, придётся делить с тяжёлыми самолётами, а значит надо быть начеку спутных следов.

Аэропорт выглядит следующим образом. Красной стрелкой я отметил нашу парковку. Верхняя часть аэропорта принадлежит военным, куда соваться наверное не стоит :)

Диспетчер изначально выдал мне полосу 28R. Садиться мне нужно было следом за группой из двух C-130. Плюс где-то в 25 км подлетал топливозаправщик KC-135. Мало того, что мне пришлось бы пилить через весь аэропорт после посадки, так ещё и садиться после этих бегемотов как-то совсем стрёмно.

В общем, я попросил 28L и диспетчер согласился. Так и мне спокойнее и подрулим мы аккурат к FBO. Полоса, правда, была какая-то странная, как будто раньше она была рулёжкой.

В общем сели, припарковались, вызвали такси и поехали смотреть на водопад.

Ниагарский Водопад

Лучше всего смотреть на водопад с кораблика, который заплывает в самую гущу событий. Нам повезло, потому что кораблик буквально накануне открыл сезон. Если бы мы прилетели на два дня раньше, то пришлось бы довольствоваться видом с берега.

Дорога домой

В аэропорту с меня взяли $5 за посадку, $7 за парковку и $143 за 98 литров топлива ($5.49 за галлон).

Вылетали мы с полосы 24 и, по началу, несколько минут мы летели вглубь Канады (по курсу полосы). Я уже начал задумываться, насколько глубоко мы можем залететь, прежде чем Канадцы начнут задавать задумываться :D На самом деле, диспетчер просто отводил нас подальше от A321, который заходил в Буффало.

Встречный ветер, который по дороге в Ниагару добавил к нашему плану полёта полчаса, на обратном пути нам неплохо помог. Домой в Дойлстуан мы прилетели меньше чем за два часа. Сравните это с десятью часами на машине!

☝️ Если вам понравился этот пост, то вам может так же понравится пост про то как я получал PPL.

👋 Не забудьте подписаться на мой Инстаграмм, где я постоянно выкладываю фотографии со своих полётов. Смотрите первый пост, для информации обо мне, а так же удобного списка всех постов, разбитого по категориям.

--

--

Небо за бугром

Илья Сабанин. Линейный пилот из Филадельфии.